Инклюзивное образование
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных, кадровых условий.
Основные функции ФГОС ОВЗ:
-
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
-
дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии и типа учреждения, где он получает образование;
-
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
-
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:
-
Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;
-
Структуре образовательных программ;
-
Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе
-
Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла» , 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза
-
В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)
-
МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) лицей организует обучение ребенка с нарушениями развития.
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС ОВЗ)
1.1. – для глухих
2.1. – для слабослышащих и позднооглохших
3.1 – для слепых
4.1. – для слабовидящих
5.1 - ТНР (тяжелое нарушение речи)
6.1 – НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата)
7.1. – ЗПР (задержка психического развития)
8.1. – РАС (расстройство аутистического спектра)
Информация для родителей
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
Региональный уровень
Школьный уровень
Загруженные документы
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования
8fa58d7dd5c092d380f98b3e56b5f1f8936670a9013c769ed505f8cdc5646093
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о волонтерском движении
6895a3c9f6ef354e181714957a7ff07609e84336f19144ddeae7857f8db9f6f2
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о разработке и реализации АООП
593952640f2867a6aab7a7fdbc75d0afbc450a936dc2fb9832ba8be66501cb93
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о службе «Школьной медиации»
d3f2332905c14652529a262ca104cd936c73aea59624c28ea969f305c99776b6
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о службе психолого-педагогического сопровождения
aa0f7b11531baefdb0b9bc349262a35e6e4f1148793431da398981a5213949a9
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ
ca68d567924413f106627a6a25c369ad609ba5bfc9da49979c5c09eef9a582ea
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о педагоге, выполняющем функции медиатора
70a8f3c2f597884e8d951b67475c83ca5059aa196e6c3be051fdd6ea295be002
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о порядке обучения по ИУП обучающегооя
eb9692dca65fd5881ff0f4c8f99228085540979d7cfbbdcee3b44ed3b49ee77c
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение о психолого – педагогическом консилиуме
8ddca21ff75546811d01f0649ecb130775968132dbc3dc4d3674f2a185989992
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
484264f6edd29b342a67aa7afbdc233273395b54f274d835e98dcad7cd6c46a1
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Положение об организации работы с обращениями граждан и личного приема граждан
8702ac065b29c96597af7f5beb9cb74ee0e4b3dbd0d6dc02979eab0fe99d6b8d
22 октября 2023 г. 19:45 (1697993142)
Директор
Макеева Светлана Ивановна
Приказ №53 от 30.08.2024 Об организации работы службы "Школьной медиации""
4e533385d8f41d3c316c525b16c8d6c88d42bbe9dc7749f96c27527de8274f29
18 сентября 2024 г. 1:18 (1726611539)
Директор
Макеева Светлана Ивановна